Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, которые имеют существенные отклонения в звукопроизношении. Одним из отклонений является межзубное произношение разных звуков. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.). Но тем не менее остро встает вопрос об обобщении теоретического и разработке практического материала, направленного на исправление межзубного произношения. Желательно, чтобы данные материалы были системными, описывающими и охватывающими весь коррекционный процесс. Это позволило бы логопеду дать возможность для быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка.
Несформированность правильных артикуляционных укладов проявляется в том, что язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена, воздушная струя рассеяна, в результате при произношении наблюдается «шепелявый» звук. В своих работах Г.В. Чиркина указывала на то, что различные искажения звуков, в том числе межзубное произношение, не оказывают влияния на усвоение детьми письменной речью, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается. Несмотря на отклонения в формировании языковых средств письменная речь вследствие межзубного произношения не страдает.
Исследованием этих нарушений речи занимались следующие авторы: Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Архипова Е.Ф. и др. В настоящее время системы логопедической работы с детьми со стертой дизартрией разработаны, но недостаточно. В практике логопедической работы существует проблема подбора и разработки системы игровых заданий и упражнений, направленных на закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на логопедических занятиях. Поэтому разработка системы логопедической работы по развитию фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии и дислалии посредством комплексного применения речевых игр и упражнений является актуальной.
Цель исследования: анализ фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии, а также дислалией посредством комплексного применения игр и речевых упражнений.
Объектом исследования являются отклонения от нормального развития речи в виде стёртой дизартрии и дислалии.
Предметом исследования является дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии.
В соответствии с целью, предметом и объектом в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень сформированности фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии, и с дислалией.
Глава 1. Диагностика стёртой дизартрии
1.1.Нормальное и патологическое речевое развитие детей
В логопедической работе особо важным является понимание основных принципов, как устойчивых требований для успешного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Эти принципы были разработаны учеными, которые стояли у истоков отечественной логопедии: Р.Е. Левиной, Н.А. Власовой, М.Е. Хватцевым. С течением времени они систематизировались, уточнялись и дорабатывались.
Любая система обучения в большей или меньшей степени строится на основе принципа дифференцированного подхода. Целевой ориентацией данного подхода являются обучение каждого дошкольника на уровне его возможностей и способностей и приспособление обучения к особенностям различных групп. [6, с.178]
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. [7, с.67] При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Практика показывает, что стертые формы дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако при детальном изучении встречаются различия. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман, доказав, что, например, коррекция звукопроизношения в отличие от дислалии при дизартрии вызывает определенные трудности.
1.2. Причины возникновения дизартрии, её виды и коррекционная работа
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры: мягкого нёба, языка, губ. Из этого определения следует, что при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанной с органическим поражением центральной нервной системы. Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» (артрон - сочленение). [5, с.64]
Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития. [13, с.104]
В настоящее время среди дошкольников самыми распространенными нарушениями речи являются дислалия и стертая дизартрия. При несвоевременно или некачественно оказанной логопедической помощи данные расстройства речи могут нарушать дальнейшее развитие ребенка.
Исходя из обследования у детей отмечаются следующие показатели:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2006. - 320 с.
2. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. - С. 11-47.
3. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. - 141 с. : ил.
4. Гриншпун, Б.М. Дислалия / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 1 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.- С. 108-119.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 240 с.
6. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Дружинина. - М., 2000. - 160 с.: ил.
7. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182.
8. Лопатина Л.В. Приемы логопедического обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. – 1986. – №2. – С. 64 – 70.
9. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 177-182.
10. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей – дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1967 – С 98 – 99; 109–110.
11. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – с. 214–218
12. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков / Р.И. Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Учпедгиз, 1967. - Вып. 3. - С. 98-111.
13. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.- С. 79-91.
14. Мелехова Л.В. Анализ случаев по материалам медико–педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина. // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: 1967. С 80 – 85.
15. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалий // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1967. - С. 77-97.
16. Панченко, И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и ди- зартрических нарушениях речи / И.И. Панченко // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1973. - С. 152-160.
17. Сизова, Э.Я. О механизме бокового сигматизма / Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. - С. 89-98.
18. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
19. Токарева О.А. Функциональные дислалии. // Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: 1969. – С 104 – 107.
20. Щербак, С.Г Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: дис. канд. пед. наук / С.Г Щербак. - М., 2011. - 170 с.